Американская мечта — это вовсе не «из грязи в князи», как думают многие. Американская мечта — это стать чем-то много большим, чем ты есть сейчас, сделать себя самому и не только обеспечить безбедное существование, но и твердо знать: да, я добился своей цели. История Уолтера Элиаса Диснея — идеальная иллюстрация той самой американской мечты. Явившись в Голливуд с блокнотом под мышкой и жалкими грошами в кошельке, парень из Чикаго сколотил многомиллиардную империю, которая не только существует и поныне, но и становится с каждым годом всё больше и больше.
Уолт Дисней родился в Чикаго в самом начале прошлого века, 5 декабря 1901 года в поистине многонациональной семье: отец его был наполовину ирландцем, наполовину канадцем, а мать имела немецкие корни. Семейство у него было гигантским: три брата и одна сестра, поэтому большую часть своего детства Дисней провел в подходящем для такого количества народу месте — на ферме в штате Миссури. Там же он впервые начал рисовать, и там же в нём стала проявляться коммерческая жилка: поначалу свои рисунки маленький Уолт просто дарил соседям и друзьям семьи, а потом, смекнув, что всякий труд должен быть оплачен, начал и продавать собственные произведения. Казалось, будущее мальчика предопределено: уж коли дан тебе талант художника, да ещё и со склонностью к бизнесу, то надо бы его реализовать. Но в 1911 году из-за болезни отца ферму пришлось продать, а семья перекочевала в Канзас-Сити — один из самых серьёзных железнодорожных узлов в Соединённых Штатах, по сию пору несущий на себе основную нагрузку в этом виде транспорта в масштабах страны, — и там Уолт Дисней по уши влюбился в поезда. Повезло ему и с роднёй: его дядя Майк работал машинистом на одном из перегонов и всячески поддерживал стремление мальчика узнать побольше об этой профессии. Поддерживал настолько, что летом Уолтер работал на железной дороге — конечно, не помощником машиниста, как ему бы хотелось, и даже не проводником; он расхаживал по вагонам и продавал газеты и всяческие орешки и напитки пассажирам. Отец Уолта вздохнул с облегчением: любовь сына к рисованию ему категорически не нравилась и казалась напрасной тратой времени. Нужно было не картинки рисовать, считал он, а зарабатывать.
Увлечение Диснея железной дорогой было настолько велико, что близкие ему люди и думать забыли о том, какие надежды он подавал в качестве художника, но, к счастью, парень вспомнил об этом сам, когда поступил в старшую школу с весьма кинематографическим названием McKinley High в родном Чикаго. Для начала он стал регулярно посещать углублённые занятия по рисованию, затем стал штатным, если можно так выразиться, художником школьной газеты, где отвечал за маленькие комикс-стрипы, которые чаще всего с США называют привычным термином cartoon — «мультяшки». Затем он увлёкся и фотографией, а по вечерам стал посещать курсы художников в Институте Искусств. Комиксы, которые он рисовал в газете, всё чаще стали касаться патриотизма и Первой мировой войны; Уолт чувствовал, насколько важным становится для него чувствовать свою причастность к событиям, которые грозили изменить весь мир, и в 1918 году, когда ему исполнилось 16 лет, он бросил школу и отправился записываться в армию. В войска его, разумеется, не взяли — возрастом не вышел. Но желание Уолта помочь миру покончить с войной, сделать хоть что-то в этом направлении, было слишком велико, и парень решил подойти к проблеме с другой стороны: вместо того, чтобы стать солдатом и делать из здоровых противников как минимум раненых, он записался в Международный Красный Крест и уехал во Францию, где трудился водителем санитарной машины вплоть до самого конца войны.
Впрочем, романтика военной службы оказалась иллюзией: в сентябре 1918 воинская часть в полном составе сменила дислокацию, и за всё оставшееся время Уолту так и не встретилось ни одного солдата. Когда не надо было никуда ехать, парень занимался тем, что рисовал без конца, и в конце концов ему стало так одиноко, что он попросил руководство отпустить его домой. Насовсем. Отец даже обрадовался такому повороту. Он хотел, чтобы Уолт пошёл работать к его приятелю, обещавшему платить молодому человеку двадцать пять баксов в неделю — вполне приличные деньги. Но сын сказал, что хочет стать художником, а Дисней-старший… В общем, он был против.
В 1919-м Дисней вернулся в Канзас-Сити: его брат Рой, служивший в местном банке, нашел ему там подходящую работу, и Уолт устроился художником в студию изобразительных искусств Pesmen-Rubin, где и состоялась судьбоносная для восемнадцатилетнего юноши встреча. Он познакомился с Абом Айверксом, тогда еще просто художником, а в будущем — известнейшим аниматором, мастером спецэффектов и двукратным лауреатом премии «Оскар». Парочка быстро сдружилась и сработалась, найдя нужных людей в рекламном агентстве, и вскоре Дисней уже вовсю рисовал рекламные ролики, используя технику перекладной анимации (этот же способ применялся при создании таких мультфильмов, как «Ёжик в тумане», «Приключения капитана Врунгеля» и «Левша»). На первую же зарплату пылающий творческим жаром Дисней купил себе кинокамеру Universal, думая на досуге заняться чем-то вроде игрового кино, но и свободное от работы время неожиданно стала поглощать всё та же анимация: он принялся экспериментировать по ночам с возможностью снимать анимационные фильмы для кинотеатрального показа. Чтобы эти эксперименты не были бесплодны и не делались годами и исключительно «в стол», необходимо было отказаться от основной работы и заняться исключительно собственным бизнесом. Дисней раздумывал недолго. Созрев для самостоятельного плавания, он отнюдь не потащил за собой Айверкса: его первым сотрудником, взятым из всё того же рекламного агентства, стал некий Фред Хармен, который и помогал ему создавать первые короткометражные мультики, которые сам Дисней называл «Смехорамами».
— Я изо всех сил пытался придумать что-то такое, что непременно бы запомнилось, — рассказывал потом Уолт, — и мне пришло в голову, что, если бы снять что-то такое с сюжетным поворотом как в романах, то прорыв на рынок непременно бы состоялся. Тогда были популярны мультфильмы, в которых рисованные герои попадали в мир людей и взаимодействовали с ними, и я подумал: недурно было бы сделать наоборот, чтобы человек попадал в мультяшный мир.
Пригласив на главную роль девочку по имени Вирджиния Дэвис, регулярно позировавшую для рекламных плакатов, Дисней сделал, как собирался, и это принесло свои плоды: экспериментальный мультфильм, в котором живой человеческий ребёнок прыгал, скакал и приплясывал с рисованными героями, главным образом — животными, позволил Диснею договориться с местной кинотеатральной сетью о некотором количестве сеансов, отведённом специально под «Смехорамы». Мультики пользовались заметным зрительским успехом. В карманы молодых аниматоров стали капать кое-какие деньжата, и вскоре Уолт решили открыть собственную студию. В каком-то смысле это и стало причиной краха: предприятие сначала застряло на одном месте, а потом и начало приносить всё большие убытки. Диснею не оставалось ничего другого, кроме как объявить себя банкротом. Впоследствии о своей первой неудаче он говорил так: «Очень важно, чтобы в молодости у тебя был серьёзный провал. Это очень хороший жизненный урок».
Уолт не собирался сдаваться и не хотел давать отцу повода сказать: «Я так и знал» — и отправился покорять Голливуд, куда за прошедшее с момента рождения и кончины «Смехорамы» время успел перебраться вездесущий Рой Дисней. Правда, на сей раз помощи от него ждать не приходилось, в июле 1923 года оба брата находились в Лос-Анджелесе и оба были без работы. Решение проблемы пришло очень быстро: Рой и Уолт открыли собственное дело — студию анимационных фильмов. В Голливуде. Это был по-настоящему серьезный шаг. И вот тут Дисней вспомнил о своём приятеле из Канзас-Сити. Айверк переехал в Калифорнию, не задумываясь, и вскоре Уолт, Рой и Аб уже заключили договор с дистрибьютором Маргарет Уинклер, которая приобрела у новоиспечённой Disney Brothers Studio все семиминутные короткометражки из «Смехорамы». Затем началась работа над первым собственным анимационным проектом напарников. Им стал цикл мультиков про кролика Освальда, каждый из которых принёс своим создателям по полторы тысячи долларов.
О глубине характера говорить не приходится; по сути Освальд был сборной солянкой из других мультяшек и мало чем от них отличался: физический юмор (тот самый, за который два с лишним десятка лет этот жанр высмеивается в «Симпсонах» посредством «Щекотки и царапки»), необыкновенная живучесть, дикие и невообразимые трюки… Говорят, будто бы прототипом Освальда стал Даглас Фэйрбэнкс, звезда немых фильмов «Багдадский вор», «Робин Гуд», «Маска Зорро» и других: он обладал точно таким же неиссякаемым источником энергии и «моторчиком» с бесконечным заводом.
С небольшими сложностями, имевшими место поначалу, мультики про Освальда удалось продать студии Universal. Успех, сопутствовавший этим короткометражкам, оказался с «душком»: продюсер Чарльз Минц и его супруга, уже знакомая с Диснеем дистрибьютор Маргарет Уинклер, поставили Уолта в такое положение, что ему пришлось выбирать: либо продлевать контракт с «Юниверсал» на весьма невыгодных для него условиях, либо уходить, оставив права на Освальда жадным продюсерам. Дисней предпочёл второй вариант — и оказался не только без кролика, но и без львиной доли собственной команды аниматоров, которым больше по душе пришлось предложение студии. Огорошенный такими новостями, Дисней ехал в поезде из Нью-Йорка домой и размышлял о том, что же делать дальше. Выход-то, собственно, был только один: суперуспешного ушастого героя можно было победить только другим героем, ещё более успешным. Именно в том самом поезде этот герой и родился.
— В нашу жизнь пришёл Микки Маус, — рассказывал об этом событии Уолт. — Он возник в моей голове, когда я возвращался поездом из Манхэттена в Голливуд, и как раз вовремя: дела у нас шли невесело, и казалось, что катастрофа неминуема. Впервые Микки появился на экране в старом нью-йоркском кинотеатре Old Colony в мультике «Пароходик Вилли». Озвучил его я сам.
Спору нет, на большом экране зрители впервые увидели Микки Мауса именно в «Пароходике Вилли», но ещё до того, 15 мая 1928 года, Дисней устроил для ограниченного числа зрителей тестовый показ короткометражки «Сумасшедший полёт», в которой мышонок с тонким голосом появился по-настоящему в первый раз. Здесь же, кстати, дебютировала и девочка-мышка, позднее превратившаяся в Минни Маус, и собака, отдалённо напоминающая Плуто. Но фактический выпуск «Сумасшедшего полёта» состоялся уже в марте 1929 года, так что формально первенство действительно принадлежит «Пароходику», очутившемуся в кинотеатрах в ноябре 1928-го.
Дисней считал своего нового героя самой настоящей личностью: для него Микки был первым анимационным персонажем с ярко выраженными чертами характера, и в нём Уолт видел не просто мультяшку, а фактически маленького актёра, работающего в комедийном амплуа.
Успех (а это был не просто успех, а успех грандиозный, ведь звуковое кино только-только пришло в кинотеатры, а «Певец джаза» нанёс смертельный удар не только кино немому, но и популярному жанру варьете) Микки Мауса необходимо было закрепить, и экспериментаторская натура Диснея выдала очередную идею: вместо того, чтобы довести удачного персонажа до состояния заезженной пластинки, когда публика, наевшись им, просто выплюнет и забудет навсегда, надо было создать целую мультипликационную вселенную. В 1929 году Уолт придумывает «Дурацкую симфонию». Цикл музыкальных мультфильмов начался с «Пляски скелетов».
На начало тридцатых годов пришёлся настоящий расцвет Technicolor. Дисней, ознакомившись с чудом движущегося изображения в цвете, пришёл от технического прогресса в полнейший восторг и даже полностью переделал в цвете свою ещё не законченную анимационную картину «Цветы и деревья», изначально снимавшуюся как обычное в ту пору чёрно-белое кино. Как показало дальнейшее развитие событий, решение было правильным: мультик, во-первых, стал хитом, а во-вторых, принёс своим создателям премию «Оскар».
В 1930-е Дисней существенно расширил вселенную, в которой жил Микки Маус: помимо Минни к нему присоединились Дональд Фантлерой Дак, глуповатый пёс Плуто, которого поначалу никак не звали, а потом звали Ровером, и, конечно, Гуфи, который начинал, как и положено настоящей суперзвезде, с роли в массовке: нищеватого вида антропоморфная собака, сидящая в зрительном зале в мультике «Концерт Микки», тогда ещё не имела имени, а художники-аниматоры между собой именовали ее «Собака Диппи» (Dippy the Dawg). Именно тогда озвучивавший этого самого Диппи Пинто Колвиг и придумал его знаменитый смех. В 1934 году, когда вышел первый мультфильм про Дональда Дака, герой официально стал именоваться «Гуфи».
Наблюдая за тем, как цветёт и пахнет созданная им мульт-вселенная, Уолт Дисней снова почувствовал внутри знакомое жжение: это опять давала о себе знать экспериментаторская натура. Ему до смерти хотелось сделать ещё что-нибудь новое и неслыханное и сделать это так, чтобы потрясти весь мир. И он почувствовал, что теперь уже может играть по крупному. Пора было браться за полный метр.
Конечно, если он собирался работать с анимацией — а он, как нетрудно догадаться, собирался, — надо было ориентироваться примерно на ту же аудиторию, только чуть постарше, чтобы хватило сил и терпения высидеть полнометражный фильм. Естественно, что выбор Диснея пал на сказки. После тщательного исследования мирового литературного наследия в этой области Уолт понял, что самым удачным вариантом для него на текущий момент является сказка о Белоснежке, тем более что с ней у него были связаны детские (точнее, подростковые) воспоминания. Когда он ещё жил в Канзас-Сити и подрабатывал продавцом газет, для таких же как он ребят устроили специальный показ немого фильма «Белоснежка» 1916 года. Это был один из первых больших фильмов, которые Уолт видел в своей жизни, и вполне понятно, что он произвёл на него неизгладимое впечатление.
— Для меня это был идеальный сюжет. Там была злодейка, там был принц, там была красавица и была любовь. Гномы-симпатяги и всё в таком духе. Конечно, я хотел их всех наделить характерами, поэтому дал им имена, эти самые характеры отражающие. Скромник был скромным, Весельчак весёлым, Простачок глуповатым. Для всех я нашёл подходящие голоса, для всех, кроме Простачка. И тогда мы решили: «Ну и пускай он тогда молчит. Не дадим ему голоса, будет отличаться от всех». И сработало.
21 декабря 1937 года «Белоснежка и семь гномов» — первый в истории полнометражный анимационный фильм, снимавшийся в течение почти двух лет, — вышел на экраны кинотеатров. Премьера состоялась в Лос-Анджелесе, и вряд ли тогда кто-нибудь смел предположить, что лента соберёт невообразимую по тем временам кассу — почти полтора миллиона долларов, и это несмотря на Великую Депрессию, а кончится всё восемью «Оскарами» и вечной и немеркнущей славой. Walt Disney Studios, созданная благодаря бешеному успеху «Белоснежки», взлетела на Олимп со скоростью реактивного самолёта: к началу сороковых годов на её банковском счету было около четырёх с половиной миллионов баксов — и это помимо затраченных на её же создание трёх миллионов, а с такими деньгами можно было реализовывать самые смелые свои идеи. Дисней и компания рьяно взялись за дело. В течение пяти следующих лет из стен студии вышли «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо» и «Бэмби».
С началом Второй мировой войны Уолт Дисней заметно расширил поле своей деятельности: помимо мультиков, которым суждено было в будущем стать немеркнущей классикой, он принялся выпускать — не как режиссер, конечно, а как продюсер — пропагандистские мультфильмы проамериканской направленности, причем, часть из этих короткометражек, во-первых, основывалась на литературных первоисточниках, а во-вторых, носила образовательный характер. Началось всё в 1942 году, когда Диснею предложили сделать несколько анимационных фильмов, посвященных военно-морскому флоту США, и в результате в период с 1942 по 1945 годы он спродюсировал почти 70 часов такой вот мультипликационной пропаганды. Самым, пожалуй, известным его фильмом на эту тему стало «Обучение смерти: Рождение нацизма» (Education for Death: The Making of the Nazi), короткометражный анимационный фильм, снятый по мотивам одноименной книги Грегори Зимера и рассказывающий о мальчике по имени Ганс, которого с младых ногтей воспитывают как безжалостного солдата.
Когда в годы Второй мировой войны к Уолту Диснею обратился Уинстон Черчилль с просьбой сделать мультфильм на основе легенды о Святом Георгии, поразившем копьем Змея, Дисней отказался. Причин было несколько: он был ярым антикоммунистом и крушение советского режима для него было бы хорошим исходом войны. Но поддерживать пропагандистскими мультфильмами выступление против Германии ему было неинтересно и по другой причине. В Германии был хорошо развит рынок кинопроката, и он приносил хорошие деньги, в том числе студии Walt Disney, и в случае, если бы в войне победила все-таки Германия, он в будущем мог бы лишиться такого перспективного рынка сбыта свой продукции.
Сам по себе факт участия Диснея в военной пропаганде неудивителен: популярные личности, имеющие влияние на умы сограждан, нередко привлекались к подобной работе. Любопытно здесь другое. Дело в том, что Диснея и при жизни, и до сих пор регулярно обвиняют в антисемитизме, гомофобии, а также в том, что он симпатизировал Гитлеру и нацистскому режиму. Насколько эта информация правдива, понять сложно, поскольку эти обвинения появляются и опровергаются с завидной регулярностью. Одним из первых Диснея назвал антисемитом его бывший сотрудник, который заявил, будто бы великий мультипликатор был постоянным участником антисемитских собраний. Кроме того, знатоки уверяют, что в ранних анимационных работах Диснея (например, «Три поросенка» или в еще черно-белой мультяшке про Микки Мауса The Opry House) регулярно встречаются не то прямые, не то косвенные насмешки над евреями; и самое страшное обвинение гласит, что он поддерживал отношения с известными нацистами. Например, с немецким режиссером Лени Рифеншталь, прославлявшей гитлеровский режим в своих документальных лентах. Арт Бэббитт, один из старших аниматоров студии Диснея, помогавший в свое время придумывать внешний облик Гуфи, заявлял, будто бы его шеф дружил с Фрицем Кюном из американской профашистской организации German American Bund. Не так давно, когда в США вышла в прокат картина «Спасти мистера Бэнкса», великая Мерил Стрип неожиданно выступила с заявлением о том, что Дисней вовсе не был таким уж славным парнем, каким его показали в этом фильме, упомянув, что ему не чужды были расистские взгляды, что он не любил геев и с трудом общался с евреями. Но даже если это и было действительно так, такие нетолерантные привычки не помешали Диснею быть серьезным бизнесменом, прекрасно понимавшим, что публичное выражение подобных мнений может стоить ему не только репутации, но и карьеры, поэтому он продолжал делать эффектные пропагандистские мультфильмы.
В конце сороковых годов Дисней решился на совершенно новый для него шаг. Его следующим проектом стала не анимация и вообще не художественное произведение, а цикл образовательных документальных фильмов «Приключения в дикой природе» (оригинальное название True-To-Life Adventure можно перевести по-разному, поэтому остановимся на том, что лучше всего передаёт суть). Съёмки первой из четырнадцати полнометражных лент велись на Аляске, а сам проект занял у студии Диснея около двенадцати лет и принёс своим авторам восемь «Оскаров».
Но каким бы ни был интересным этот новый опыт, Уолт Дисней всё-таки вернулся к родной его сердцу анимации. Сказки, как народные, так и вполне авторские, оставались лучшим источником сюжетов для полнометражных мультфильмов, и с 1950 по 1953 годы Walt Disney Studios выпустила три новых ленты — «Золушку», «Алису в Стране чудес» и «Питера Пэна». Судьба у них была очень разная. «Золушка» стала хитом. «Алиса» в прокате провалилась.
— Золушке сочувствуешь, за Золушку переживаешь, — объяснял Дисней зрительский приём, оказанный его фильмам. — А Алиса… Миллионам людей, как оказалось, на Алису вообще наплевать. Она им чужда. А при таком отношении и смеяться вряд ли кто-то станет. Другими словами, за каждой улыбкой должна прятаться слезинка, я в это свято верю.
«Питер Пэн», в общем-то, пришёлся зрителям и критикам по вкусу, но многие обвиняли этот мультик в том, что сейчас называют неполиткорректностью: дескать, индейцев там изобразили стереотипно и довольно-таки оскорбительно. Капитан Крюк называет их краснокожими, мальчишки охотятся на них как на зверей, а песня «Почему краснокожие краснокожие» — просто беспредельное хамство. И тем не менее, «Питер Пэн» стал самым кассовым фильмом 1953 года, любимой картиной Майкла Джексона и пережил как минимум пять повторных релизов с пятидесятых по конец восьмидесятых годов. А победителей, как известно, не судят.
В пятидесятые годы Дисней не только продолжал экранизировать сказки, но и по-прежнему работал на документальном поприще. Коллектив его студии пополнился еще одним человеком — знаменитым Вернером фон Брауном, в свое время разрабатывавшим для армии Вермахта проект ФАУ-2, баллистической ракеты дальнего действия, что, кстати сказать, по сию пору считается косвенным доказательством того, что Уолт действительно симпатизировал гитлеровской Германии. К тому времени фон Браун уже наслаждался жизнью в Соединенных Штатах, работал на благо Министерства обороны и вовсю интересовался межзвездным пространством. Сотрудничество с Диснеем привело к созданию трех телевизионных фильмов об исследовании космоса, а в 1955-м — к появлению знаменитого эпизода в сериале «Диснейленд», называвшемся «Человек в космосе» и рассказывавшем о космических ракетах, спутниках и о том, какие испытания ждут космонавтов при взлете.
А на поле старой доброй продукции для всей семьи пришло время обратиться к хорошо забытому старому. Дисней решил реализовать старый как мир трюк, объединяющий игровое кино и анимацию, и в качестве плацдарма для этих опытов он избрал «Мэри Поппинс». Выкупить у английской писательницы Памелы Трэверс права на экранизацию её книг о чудо-няне, прилетевшей на зонтике, Дисней пытался ещё с конца тридцатых годов, стремясь сдержать обещание, которое он дал своим дочерям, большим поклонницам книжек о Леди Совершенство. Трэверс не верила в то, что её произведения можно перенести на киноэкраны, и отказывала Уолту с тем же упорством, с каким он добивался от неё разрешения. Не играло ему в плюс и то, что он не сделал ещё ни одного игрового фильма, а мультики, как ни крути, считались не самой серьёзной формой киноискусства. Больше двадцати лет Дисней потратил на то, чтобы уговорить писательницу, убедить ее в том, что ему стоит довериться даже в таком серьёзном вопросе, как экранизация её любимого детища. За это время Дисней успел выпустить игровое кино «Остров сокровищ», мультфильмы «Леди и бродяга», «Спящая красавица» и «101 далматинец» и даже открыть первый тематический парк «Диснейленд».
— Идея построить «Диснейленд» дремала у меня в голове в течение многих лет, — рассказывал в одном из интервью Дисней. — Впервые я об этом задумался, когда стал водить собственных детей по паркам развлечений, каждые выходные мы куда-нибудь выбирались. И пока они в сорок пятый раз крутились на карусели, я сидел и думал, что бы такого нового из всего этого сделать. Когда мы открыли свою студию, я подумал: «А ведь уже пора сделать всё это трёхмерным, чтобы люди могли приходить в наши мультики».
В том же году, когда пятнистые щеночки обставили-таки злую Круэллу ДеВилль, Памела Трэверс всё-таки ответила согласием — при условии, что фильм будет снят только после того, как она лично одобрит сценарий. На работу над ним вкупе с сочинением песен — а «Мэри Поппинс» должна была стать музыкальной картиной — ушло более двух лет. С Трэверс приходилось буквально воевать за каждую страницу, и упёртый, как осёл, Дисней всё-таки ухитрился оставить в фильме то, что Памела категорически требовала выкинуть — с полным, напомним, правом на это. Ей не нравились и песни, она хотела, чтобы музыка в фильме соответствовала временам короля Эдуарда, когда, собственно, и разворачивалось действие в её книгах. Возражала она и против использования анимации. Но Дисней сделал всё так, как считал нужным сам и тем самым окончательно испортил отношения с англичанкой. В результате фильм местами отличался от первоисточника настолько, что его даже «по мотивам» назвать было нельзя.
«Мэри Поппинс» взорвала прокат 1965 года, собрав почти двадцать девять миллионов долларов; даже величайшие «Звуки музыки» довольствовались лишь вторым местом в списке лучших, а уж «Голдфингер», приключения агента 007, оказался и вовсе третьим. Деньги, полученные от проката картины, были частично пущены на строительство гигантского тематического парка Walt Disney World во Флориде, но самому Уолту Диснею было не суждено увидеть, как в его ворота хлынут восторженные посетители. 15 декабря 1966 года, через десять дней после своего шестьдесят пятого дня рождения, великий сказочник умер от рака лёгких. Он оставил после себя 81 фильм, 32 премии «Оскар» — и огромную империю, расширяющуюся день ото дня.
Рой Дисней, к тому времени отошедший от дел, после смерти брата вернулся в бизнес и взял управление осиротевшей студией в свои руки. Им всем понадобилось немало времени для того, чтобы прийти в себя и вновь вернуться в большое анимационное и не только анимационное кино. В восьмидесятые-девяностые годы в жизни Walt Disney Studios произошёл новый взрыв: «Кто подставил кролика Роджера», «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин» и «Король лев» стали новым и очень важным этапом в жизни мультипликации вообще и студии «Дисней» в частности.
Но это уже совсем другая история.
Первая публикация: Filmz.Ru