Совсем недавно Уилл Смит отказался от участия в сиквеле «Дня независимости», а заодно и от дальнейшего участия в судьбе франшизы «Люди в черном». Предыдущая крупная картина актера — «После нашей эры», — в которой он выступил и как продюсер, провалилась в прокате. Надо полагать, что участие в продолжениях проектов, сделавших Уиллу Смиту имя, помогло бы ему вернуть доверие мейджоров, однако актер решил иначе. Чтобы понять причины такого решения, наверное, стоит вспомнить, с чего всё начиналось.
Уиллард Кристофер Смит-младший — такое пышное имя, достойное аристократа из какого-нибудь там уважаемого лондонского семейства, носит высокий чернокожий дядька, которого, несмотря на то, что в прошлом году ему стукнуло уже сорок пять, до сих пор хочется называть парнем. Он весёлый, громкий, яркий и улыбчивый, добрый, до фанатичности трудолюбивый и целеустремлённый. Он, в конце концов, один из немногих, кому удалось покорить сразу три вершины — музыкальную, телевизионную и кинематографическую. «Большой Уилл» — так называют его одни. «Фреш Принс» — до сих пор называют его другие. Но всемирную известность и любовь кинозрителей он получил как актер, музыкант и продюсер Уилл Смит.
Уилл родился в Филадельфии в большой семье. Мама работала в школе, у отца было свое дело: он занимался продажей, доставкой и установкой морозильников для супермаркетов, и до определенного момента ему помогал каждый из троих его детей — старшие близнецы Хэрри и Эллен и младший Уилл. Парень рос в абсолютно интернациональной и, можно даже сказать, в межконфессиональной атмосфере: в районе, где они жили, было полно иудеев и мусульман, но его родители были баптисты, а сам он учился в католической школе, на девяносто процентов состоящей из белых ребят, хотя абсолютное большинство его самых закадычных приятелей были все-таки чернокожими. Однако это совершенно не мешало ему с легкостью заводить знакомства и дружбу с людьми любого цвета кожи, национальности и вероисповедания.
Природное обаяние, оказывавшее чуть ли не магическое воздействие на кого угодно, в сочетании с любопытством и творческим складом ума очень быстро помогло Уиллу найти дорогу к звёздам: в двенадцать лет парнишка принялся читать рэп и делать это так, что было не особенно понятно, валяет он дурака или действительно хочет достичь в этом деле каких-то высот. Зато у него самого никаких вопросов на этот счет не было: его кумирами были Эдди Мерфи и популярные рэперы конца семидесятых, поэтому, если можно так выразиться, клоунада в его авторских композициях была абсолютно преднамеренной. К шестнадцати годам прозванный бесчисленными приятелями Принцем за вышеперечисленные способности и качества парень выработал свой уникальный стиль, сохранившийся с ним на протяжении всей музыкальной карьеры, и именно тогда состоялось знакомство, определившее всю его дальнейшую судьбу. Судьба свела Уилла с диджеем Джэззи Джеффом. Эта парочка быстро поняла, что нашла друг друга, и их совместный успех был столь велик, что Смит даже отказался от учебы в бостонской «техноложке», одном из самых престижных вузов штата Массачусетс, куда его готовы были принять благодаря успешно сданным экзаменам. Он «расширил» своё прозвище до творческого псевдонима «Фреш Принс» и с головой нырнул в музыку.
Особый стиль разительно отличал Фреш Принса и Джэззи Джеффа от стремительно набиравшего авторитет и популярность гангста-рэпа; даже много лет спустя в интервью телеканалу MTV Смит рассказывал, что всю жизнь оставался единственным в Америке весёлым рэпером. В своих композициях он не позволял себе нецензурной брани, не рассказывал про пальбу, наркотики, алкоголь и женщин легкого поведения, не жаловался на судьбу и не мечтал всех убить, одному остаться. Неиссякаемый оптимизм и умение заставить улыбнуться даже самого мрачного слушателя стали уникальной чертой этого исполнителя, и последствия не замедлили сказаться: Уилл стал миллионером еще до того, как ему исполнилось двадцать лет. В 1989-м Фреш Принс и Джэззи Джефф завоевали первую премию «Грэмми», в 1990-м — вторую, и в том же году Уилл Смит отправился покорять новые вершины: на телеканале NBC стартовал сериал «Принц из Беверли-Хиллз», где он сыграл, по большому счёту, самого себя (и познакомился с Джадой Пинкетт, которой суждено было в пока ещё отдалённом будущем стать его второй женой).
Начинающий актёр с первых же шагов проявил недюжинный профессионализм: он учил не только свои собственные реплики, но и весь сценарий целиком, и свидетели неоднократно подтверждали, что во время съёмок он шевелил губами, беззвучно повторяя слова своих экранных партнёров. Ситком про чёрного парня, угодившего из тихой Филадельфии в Бель-Эйр, что в Беверли-Хиллз, продержался в эфире шесть лет. Успех и самого шоу, и исполнителя главной роли был поистине грандиозным. Огромное количество номинаций на разнообразные премии, часть из которых пришлась на долю самого Смита, и приличное количество побед — лишь малая толика той популярности, которую снискал этот, в общем-то, немудрящий, но очень весёлый и добродушный сериал. Обозреватель The New York Times Ларри Ротер даже как-то сказал, что «Принц из Беверли-Хиллз» превратил рэп в мейнстрим благодаря понятно кому. Вряд ли кто-то сомневался в том, куда именно Уилл начнёт посматривать после такого головокружительного взлёта.
Голливуд начался с малого: Смит сыграл второплановую роль в криминальной драме Марко Рокко «День в Городе Ангелов», в России также известной под названием «Плыви по течению», где его партнерами были Дермот Малруни, Шон Эстин, Лара Флинн Бойл и Кайл МакЛохлан. В 1993-м, когда сотрудничество с Джэззи Джеффом (но не музыкальная карьера) подошло к концу, Уилл удачно засветился в комедии «Сделано в Америке» с Вупи Голдберг, Тедом Дэнсоном и партнёршей по «Принцу» Ниа Лонг. Здесь его партия была куда заметнее как для зрителей, так и для кинопродюсеров, и публика в очередной раз по достоинству оценила его комический дар. В том же году начинающий актер вписался в проект «Шесть степеней отчуждения», и его лицо уже красовалось на постере этой картины (кстати, в этом же фильме засветился и некто Джеффри Абрамс, позже завоевавший мир под именем Джей Джей Абрамса; позднее, уже занявшись продюсированием и драматургией сериалов, он сделал телешоу под названием «Шесть степеней»). Главная роль в этой ленте произвела на любителей и профессионалов кино заметное впечатление: именно тогда для всех стало очевидно, что Смит — не просто парень, который умеет смешить, а еще и актёр, обладающий серьёзным драматическим потенциалом. В одном из интервью Уилл рассказывал, что Дензел Вашингтон отговорил его целоваться по-настоящему со своим экранным партнёром Энтони Майклом Холлом, чтобы это не повредило его карьере. Несмотря на то, что позднее актёр признавался, что теперь считает это глупостью, карьера его после такого решения пошла в гору.
Через два года, в 1995-м, Уилл Смит и Мартин Лоуренс под руководством главного голливудского спеца по тому, как надо смешно и эффектно разносить всё в пыль и клочья (речь, конечно же, про Майкла Бэя), принялись зажигать в экшн-комедии «Плохие парни». Стоивший меньше двадцати миллионов баксов фильм принёс своим создателям в семь раз большую сумму по итогам мирового проката, а перед Уиллом открылись двери в Большой Голливуд. Даже не так: в Очень Большой Голливуд. Студии обнаружили, что он вполне способен взвалить на свои немаленькие плечи ведущую партию как минимум в экшн-проектах.
Нередко можно встретить вот какой любопытный факт (если это, конечно, факт) из биографии Смита: вполне возможно, что его «цыганочка с выходом» состоялась бы и годом раньше, когда продюсер Брайан Грейзер предложил ему баснословные деньги — одиннадцать миллионов баксов! — за роль в некоем задуманном им блокбастере, однако наш герой и его деловой партнёр Джеймс Ласситер отказались от этого шанса. Смит вспоминал, что в тот период времени каждую партию он рассматривал исключительно как ступеньку вверх, а проект Грейзера показался им слишком рискованным, чтобы браться за него, не будучи уверенными в успехе. Было это или нет, утверждать не будем, хотя бы просто потому, что не знаем, что это был за проект, но подобное решение в любом случае характеризовало Уилла как расчетливого и думающего бизнесмена.
После успеха «Плохих парней» Большой Уилли принял непростое решение завершить работу в «Принце из Беверли-Хиллз», несмотря на то, что сериал оставался успешным на протяжении вот уже шести сезонов. Актер до сих пор называет этот проект самой крупной работой из всех, что у него когда-либо были, но в тот момент пора было двигаться дальше. И это самое «дальше» оказалось буквально за углом: в 1996 году наступил «День независимости», после которого Смит в буквальном смысле проснулся суперзведой. Хотя в фантастическом боевике Роланда Эммериха было три главных роли, наиболее ярким (и громким!) из ведущих актёров оказался именно он, а грандиозный кассовый успех (более $100 млн за первые выходные) явился лишним подтверждением тому, что теперь парень, ранее известный как Фреш Принс, вошел в большую лигу и собирается остаться там навсегда.
Сам Уилл говорил, что своего героя из «Дня независимости», капитана Стива Хиллера, он создавал, основываясь на кумире из своего детства (как у любого нормального киномана, этим самым кумиром был Хан Соло в исполнении Харрисона Форда). Можно ли разглядеть межзвёздного контрабандиста в чёрном лётчике? Говоря откровенно, с того момента, когда его герой с возгласом «Who’s da man?!», понёсся бить морду пришельцу, корабль которого он только что сбил, Харрисоном Фордом уже и не пахло. Это был только и исключительно Уилл Смит, такой, каким его окончательно и полюбила публика по всему миру. И дополнительным подтверждением тому стали «Люди в черном». Да, ещё одна фантастика. Да, опять комедия, хотя хотелось уже чего-нибудь посерьёзнее. Но актёр понимал: когда к тебе обращается лично Стивен Спилберг с предложением взять на себя партию агента Джея, сказать ему «нет» может только круглый дурак. Смит дураком не был, поэтому сказал «да» и не прогадал: в 1997 году самым кассовым американским фильмом оказались именно «Люди в чёрном». Заглавная тема фильма Men In Black, в которой фактически пересказывался весь сюжет картины в тональности, близкой к определению «смотрите, какой я крутой перец», и видеоклип на эту же композицию живо напомнили публике, что Большой Уилл — это не только киноартист, но ещё и вполне себе активный музыкант.
Уилл не стремился взять паузу и передохнуть, потому что понимал: сейчас он молод и популярен, но никто не может предугадать, что случится в будущем, поэтому работал изо всех сил. В 1998 году он наконец-то прервал череду фильмов если не полностью комедийных, то, как минимум, с элементами комедии: в прокат вышел политический триллер Тони Скотта «Враг государства», где смеяться было попросту незачем. Этим фильмом продолжилось не только сотрудничество Смита с Джерри Брукхаймером, начавшееся «Плохими парнями», но и восхождение актёра по голливудской лестнице: картина успешно выступила в прокате, заслужила положительную реакцию как зрителей, так и критиков.
Вдохновлённый предыдущими успехами на обоих фронтах своей деятельности, в следующем году Уилл напарывается на идею-фикс Джона Питерса, мечтавшего впихнуть в фильм про Супермена гигантского паука. С Суперменом у него, как известно, не выгорело, зато проект «Дикий, дикий Вест» перед натиском арахнофила Питерса не устоял. Будь у него возможность заглянуть в будущее и проверить, как у него дела, Смит непременно плюнул бы на то, что с детства обожал сериал, положенный в основу этого проекта, и ринулся подписывать договор с тогда ещё братьями Вачовски, предлагавшими ему роль Нео в «Матрице». Но случилось так, как случилось, детские мечты оказались сильнее здравого смысла, и Уилл Смит отправился сниматься в стимпанк-вестерне, от второплановой роли в котором незадолго до этого отказался Джордж Клуни. Эту своеобразную проверку свыше наш герой провалил: фильм оказался убыточным, трек Wild Wild West тоже не сказать, чтобы снискал бешеную популярность, да и пластинка Willennium, вышедшая в свет в том же 1999-м, не могла сравниться с предыдущим альбомом. Записав в свою биографию строчку «худшее решение в моей жизни», Смит постарался забыть о ситуации с «Матрицей» и «Диким, диким Вестом» и взялся за кино, ничем и никак не напоминающим его последние по времени работы.
Драма Роберта Рэдфорда «Легенда Багера Ванса» по одноимённому роману Стивена Прессфилда свела Смита с Мэттом Дэймоном и Шарлиз Терон. Философская история о поиске себя и попытках вновь найти свое место в жизни, завёрнутая в рассказ о гольфисте и напичканная отсылками к индуизму, особого понимания у зрителей не встретила: с точки зрения сборов фильм вышел провальным, критики отзывались о нём прохладно, но, по крайней мере, разнообразие в актёрскую карьеру Уилла он, как ни крути, внёс: не каждому лицедею в наше время удаётся сыграть земное воплощение высшего существа, а его герой Багер Ванс — это как раз ходящий по земле бог, вероятнее всего — Кришна. Но вторая неудача подряд, как ни странно, оказалась судьбоносной. Если бы не провал «Легенды Багера Ванса», кто знает, возможно, Смит продолжал бы считать, что никому на свете не под силу сыграть другую, на сей раз совершенно реальную, живую легенду нашего мира — великого боксёра Мохаммеда Али. Ему восемь раз предлагали примерить на себя его образ, и восемь раз он отвечал отказом, просто потому, что не считал, что ему под силу перевоплотиться в того, кого когда-то называли Кассиусом Клэем. Но на девятый раз — после звонка самого Али — он всё-таки согласился, и это, пожалуй, было самым верным решением за всю его творческую карьеру. «Али» Майкла Манна принёс Смиту номинацию на «Оскар». Тот удивительный в плане распределения призов Американской киноакадемии год вообще запомнился надолго: лучшая женская роль ушла Хэлли Берри, которая в открытую расплакалась, получая золочёного рыцаря, а мужского «Оскара» Уилл проиграл Дензелу Вашингтону, другому чернокожему актёру, который когда-то посоветовал ему не целоваться в кадре с мужиком по-настоящему. Интересно, задаётся ли Смит сейчас вопросом: какую роль в его судьбе сыграл бы этот злосчастный поцелуй, согласись он сделать всё по-настоящему?
Успех «Али» был связан исключительно с мнением критиков и академиков: в широком прокате фильм денег, мягко выражаясь, недобрал: его касса по всему миру не составила даже суммы собственного бюджета. Поэтому, невзирая на признание академиками собственных актёрских заслуг, Уилл Смит искал способ исправить положение: три провальных работы подряд — это перебор. Оригинальные идеи не находились, поэтому он воспользовался проверенным методом и снова надел строгий чёрный костюм и солнцезащитные очки. В 2002 году на экраны кинотеатров вышли «Люди в черном II».
Повторить успех первой части, при бюджете в $90 млн преодолевшей в прокате полумиллиардную планку, конечно, не удалось, но новые приключения агентов Джея и Кея всё равно пришлись зрителю по нраву: больше четырёхсот миллионов сборов при бюджете в сто сорок — сумма не маленькая. К тому же чем не повод вспомнить, что Смит по-прежнему музыкант? Клип на песню Black Suits Comin’ (Nod Ya Head), звучавшую из каждого утюга, был снят Фрэнсисом Лоуренсом, а сам трек вошёл в вышедший в том же году альбом Born To Reign, полюбившийся и слушателям, и музыкальным критикам. Видя, что сиквелы приносят деньги и популярность, Уилл согласился на продолжение ещё одного собственного хита и вернулся в дружеские объятья Джерри Брукхаймера и Майкла Бэя. Критики, естественно, сморщили носы при виде «Плохих парней 2», а вот зрительские массы отреагировали восторженно. А почему бы и нет? Ещё больше Майка Лаури, ещё больше Маркуса Бернетта, ещё больше взрывов, ада и немцев (немцев, правда, не было), чего ещё желать? Конечно, таких фантастических сборов, как у первой части, когда касса превысила бюджет в семь раз, здесь и близко не было, но всё-таки фильм был несомненной удачей.
Набравший мышечную массу ещё при подготовке к съемкам «Али», к моменту начала работ над очередной фантастической лентой — на сей раз по мотивам рассказов Айзека Азимова «Я, робот», — Смит окончательно превратился в двустворчатый шкаф с антресолями, особенно если сравнивать его с ним же самим десятилетней давности. А ведь когда-то про него говорили: ему бы в баскетбол играть, при таком-то росте (Большой Уилл и тогда был большим главным образом в высоту: его макушка находилась в 188 см над землёй). После экранизации Азимова некоторые особо оптимистично настроенные фанаты предположили, что из него вышел бы неплохой рестлер, раз уж боксёра он изобразил на пять с плюсом. Что же касается фильма «Я, робот», то крупногабаритный полицейский-ретроград из мира будущего, категорически не доверяющий роботам, не сказать, чтобы заворожил публику, но интерес у неё, безусловно, вызвал: сборы ленты Алекса Прояса были чуть поскромнее, чем у Бэя, зато и критики оказались к фильму куда более благосклонны, и, успокоившись после обидных неудач, Уилл решил немного пошалить и сыграл рыбу. Шпроту, если быть точным. В сиятельной компании Роберта Де Ниро, Анжелины Жоли, Джека Блэка, Мартина Скорсезе и Рене Зелльвегер он озвучил мультфильм, который навеки изменил индустрию кинолокализаций в России, — «Подводная братва».
Чутьё, которое, казалось, изменило Смиту несколько лет назад, когда провалы шли один за другим, полностью восстановилось: после «Али» его фильмы пользовались неизменным и однозначным кассовым успехом. «Подводная братва», «Правила съема: Метод Хитча», «В погоне за счастьем», грандиозный (более шестисот миллионов баксов!) «Хэнкок», где Уилл снова повстречался с Шарлиз Терон… Даже экранизация философской прозы Ричарда Мэтисона «Я — легенда», в которой, правда, от Мэтисона осталось лишь имя главного героя да вирус вампиризма, поразивший человечество. Но публика, не требовавшая от фильма хоть малейшего следования букве первоисточника, не говоря уже о его духе, оценила ленту весьма высоко, если судить по сборам, заметно превысившим полмиллиарда. Критики к фильму, в котором Смиту опять довелось посотрудничать с Фрэнсисом Лоуренсом, также отнеслись тепло. «Семь жизней», вышедшие в 2008, казалось, прервали этот денежный поток, скромно заработав около $170 млн (при бюджете в $50 млн), но после четырёхлетней паузы в карьере актёр снова напомнил о себе третьей частью «Людей в чёрном». Несмотря на то, что отзывы на картину были более чем неоднозначными, а бюджет откровенно зашкаливал (шутка ли, $225 млн долларов за фильм!), сборы его составили почти $625 млн. Уилл по-прежнему был на коне, но всё-таки кое-что изменилось.
Из его жизни ушла музыка. Несмотря на то, что Смит до сих пор способен наизусть забабахать собственный речитатив из вступительных титров к «Принцу из Беверли-Хиллз», его последний студийный альбом вышел в свет в 2005 году. Lost and Found заслужил по большей части сдержанные отзывы, хотя авторитетные издания типа The Guardian, USA Today и Rolling Stone поставили диску железные «двойки». Поклонники, конечно, ждали, что уж в третьих-то «Людях в чёрном» Уилл даст жару, но вместо него заглавный трек, названный Back In Time, исполнил популярный белый рэпер Pitbull. Злые языки уверяют, что как музыкант Уилл попросту спекся, сам же он неоднократно говорил, что стал слишком серьёзным парнем: многомиллионные сборы, номинация на «Оскар» и продюсерская деятельность, начавшаяся, на самом-то деле, одновременно с началом его актёрской карьеры.
Переломным моментом для него стало появление первого спродюсированного им фильма, в котором он не снимался сам: независимой ленты Криса Робинсона «Вне закона» (ATL), вышедшей в прокат в 2006 году и собравшей чуть больше денег, чем было на неё потрачено. Формально первым продюсерским проектом Смита, какое-то время обходившимся без его участия как актёра, стал сериал «Всё о нас*», основанный на идее Уилла и ставший своего рода семейным подрядом: сопродюсером была его жена Джада Пинкетт Смит, в шести сериях засветился их сын Джейден, в двух — Трей Смит, рождённый его первой женой Шери. Но в первом сезоне отец этого славного семейства всё-таки взял на себя образ одного из героев, пусть и всего лишь на три серии, поэтому «сольный» этап Уилла-продюсера начался именно с «Вне закона». Затем последовали ещё шесть картин, среди которых сверхуспешный «Каратэ-пацан», снятый за сорок «лимонов», а заработавший без малого триста шестьдесят, слабовато показавшая себя экшн-комедия МакДжи «Значит, война» и фильм «Свободу Анджеле и всем политзаключённым*» — документальная лента об американской правозащитнице Анджеле Дэвис. Фреш Принц и Большой Уилл окончательно ушли в прошлое. Перед нами — Уилл Смит. Серьёзный парень. Но по-прежнему весёлый и добрый дядька с зычным голосом и заразительным смехом.
Уверовавший в талант своего сына Джейдена после «В погоне за счастьем» и «Каратэ-пацана», Уилл придумал идею фильма, в котором могли сняться они оба, но мальчик при этом был бы на переднем плане, а его могучий папа — на вторых ролях. Изначально это была история отца и сына, попавших в автокатастрофу в отдалённом горном районе. Отец был ранен, и сыну приходилось делать всё возможное, чтобы они оба остались живы. Это был бы отличный базис для драмы с хорошим потенциалом, если бы позднее Уиллу не пришло в голову перенести эту историю на тысячу лет в будущее. Так начался процесс создания ленты «После нашей эры» — несомненно, неожиданной для Смита неудачи. Неровный сценарий, рассчитанный максимум на детей младшего и среднего школьного возраста, не спасли ни продуманная история мира (потому что она практически полностью осталась за кадром), ни виды одичавшей Земли, ни уверенная, хотя и не безупречная работа Джейдена: в США лента еле-еле наскребла $60 млн — это при бюджете в $130 млн (а по словам самого актера, в $125 млн), хотя в международном прокате фильм прошёл более или менее успешно. Тем не менее, похоже, что полоса громких удач закончилась. Хочется верить, что временно.
«Какой у вас план, мистер Смит?» — спрашивают его. «Серьёзный!» — отвечает он. 14 февраля на экраны выходит режиссёрский дебют Акивы Голдсмана, в котором у Уилла есть далеко не самая главная роль — волшебная история «Любовь сквозь время», действие которой разворачивается одновременно на Манхэттене наших дней и там же, в сердце Нью-Йорка, но уже в XIX веке. Затем Уилл должен будет заняться криминальной комедией «Фокус*», где сыграет жулика, взявшего под своё крыло начинающую мошенницу и незамедлительно в неё втюрившегося. Разнообразия ради он подписался также на основанную на реальных событиях драму «American Can». Вопрос о том, будет ли он сниматься в «Искуплении Каина*» или же ограничится продюсерскими функциями, пока что остаётся открытым — таким же открытым, как и ситуации со сразу несколькими сиквелами его наиболее успешных лент.
Уилл уже открестился от своего участия в дальнейшей судьбе франшизы «Люди в чёрном»: дескать, стар я уже для этих выкрутасов. При этом, если вопрос со второй частью фильма «Я — легенда» уже закрыт (и многие при этом известии вздохнули с облегчением), то будет ли продолжение другого «местоименного» боевичка — «Я, робот», — пока что является в большей степени воздушным замком, нежели реальным положением дел. Год назад Питер Берг намекал, что вот-вот приступит ко второму «Хэнкоку», но воз и ныне там, да и сдвинется ли он, учитывая желание Смита перейти к более серьёзным ролям, — большой вопрос. Примерно та же история и с «Плохими парнями 3*»: казалось бы, проверенный временем метод «нет оригинальных фильмов — делай продолжения» почти всегда срабатывает, но пока Джерри Брукхаймер говорит о том, что работа над сценарием триквела все-таки продвигается, Майк Лаури уходит в прошлое со стремительностью новейшего локомотива. А с прошедшей субботы из фильмографии Смита выпал и сиквел «Дня независимости», который, тем не менее, Роланд Эммерих собирается снимать в любом случае.
Однако сорокапятилетний актёр ещё достаточно молод, чтобы пополнить свою фильмографию как неудачами, так и успехами. Главное — не унывать и не сдаваться, чего Уилл Смит и так никогда не делал.
Первая публикация: Filmz.Ru