Вопрос №1
Для чего фильму понадобилось 32 сценариста и чем они там занимались?
Целым поколениям юных зрителей не составляло никакого труда разобраться в хитросплетениях оригинального мультсериала, но создание полнометражного игрового кино по его мотивам оказалось задачей куда более сложной. На это ушло целых девять лет, а занимались разработкой фильма два продюсера, два режиссера, четырнадцать драматургов, восемнадцать специалистов по шуткам для ТВ, и все это закончилось адской бойней с Гильдией сценаристов Америки. Началось все в Лето Господне 1985, когда продюсеры Кит Бэриш и Джоэл Сильвер, являвшиеся тогда обладателями всех прав на «Флинтстоунов», поручили Стивену Э. де Сузе разработку сценария. Проект лениво плавал туда-сюда, никому особенно не интересный, пока не попался на глаза студии Universal и компании Стивена Спилберга Amblin Entertainment. Режиссер Брайан Левант позднее вспоминал, что Спилберг принялся усиленно размышлять над концепцией игровых «Флинтстоунов» во время съемок сказочной мелодрамы «Всегда» в 1988 году. В этом фильме снимался Джон Гудмен, которому Спилберг однажды и сказал: «Знаешь, что? Ты должен сыграть Фреда Флинтстоуна». И немедленно купил права на картину.
Брайан Левант, который, по его же словам, обладает самой большой коллекцией по «Флинтстоунам» во всей Гильдии режиссеров, немедленно предложил свою кандидатуру на замену Ричарду Доннеру, который был закреплен за проектом раньше. Левант принес Спилбергу пять версий сценария от восьми драматургов, включая и вышеупомянутого де Сузу, и мэтр забраковал их все, одну за другой. И тогда Левант решил привлечь к работе свою «звездную команду» — своих друганов с телевидения, работавших над популярными телесериалами «Семейные узы», «Ночной суд» и «Счастливые дни». Эта веселая компания привыкла наваливаться на работу всей толпой, и именно их режиссер и попросил прочесть имеющиеся рукописи и высказать свое мнение. «Это ситком на стероидах, и его надо просто прокачать», — говорил он.
Новый черновик сценария был написан в феврале 1993 года, но и он устроил Спилберга не до конца. Еще четырежды он дорабатывался, каждый раз с привлечением новых авторов (говорят, будто бы крутые мастера Лоуэлл Ганц и Бабалу Мандел, авторы «Родителей» Рона Ховарда, получили сто тысяч баксов всего-то за два дня работы).
В конечном итоге студия Universal назвала авторами сценария «Флинтстоунов» восьмерых авторов, включая и самого Брайана Леванта. Вот тут-то и возмутилась Гильдия сценаристов, опасавшаяся, что эта история создаст опасный прецедент, ведь стандартным правилом тогда являлось включение не более трех имен в список авторов фильма. Пришлось пойти на уступки, и официально драматургами, работавшими над картиной, названы Стивен Э. де Суза, Том С. Паркер и Джим Дженнивейн.
Вопрос №2
Какие сюжетные линии были выброшены из окончательной версии сценария?
Для начала, Фред Флинтстоун сам по себе мог быть совсем не таким, каким получился в итоге. Можно ли представить себе этого толстого балбеса похожим на Тома Джоуда из «Гроздьев гнева» Джона Стейнбека? А ведь один из первых авторов сценария, Митч Марковиц, драматург картины «Доброе утро, Вьетнам», написал «Флинтстоунов» как раз в духе этого самого романа. Согласно замыслу Марковица, Фред и Барни покидают родной Бедрок в самый разгар ужасной депрессии и отправляются в путешествие по своей доисторической стране в поисках работы. В итоге они со своими семьями оказываются в поселении, где люди живут в домах на колесах, и изо всех сил пытаются поправить свои дела, как финансовые, так и внутрисемейные. Тогдашнему режиссеру фильма Ричарду Доннеру такой стейнбековский сценарий не понравился.
Вопрос №3
А что делал Спилберг?
Стивен Спилберг, в титрах «Флинтстоунов» названный Стивеном Спилроком, перед отъездом в Польшу на съемки «Списка Шиндлера» весьма активно участвовал в работе над фильмом, и практически все серьезные решения по этому поводу принимал сам, в том числе и помогал со сценарием и поисками актеров. Практически все эскизы декораций и прочие дизайнерские решения проходили через него. Да и потом, во время съемок «Списка», он периодически звонил из Польши и интересовался, как там и что. Еще один продюсер картины Брюс Коэн даже признавался, что сам этот факт выносил ему мозг: Спилберг настолько крут, что был в состоянии выключить на время Освенцим в своей голове и хотя бы на минуту, но все-таки сосредоточиться на «Флинтстоунах».
Вопрос №4
Как создавался Бедрок?
С нуля он создавался. Сначала художник-постановщик проекта Уильям Санделл и его команда построили центр города Бедрок в заброшенном карьере в Санленде, штат Калифорния, а в песчаной местности под названием Васкес-Рок организовали улицу, на которой жили Флинтстоуны и Раблы. А затем началась самая сложная работа — работа с интерьерами, где исключительной важностью обладает каждая мелочь. Практически весь реквизит для фильма делался из пенопласта, который можно было заставить выглядеть как гранит, как сланец, как кварц или дерево. Вырезать предметы обихода из пенопласта и раскрашивать их приходилось вручную, даже жалюзи в здании офиса компании, в ведении которой находился карьер, где трудились Фред и Барни.
Вопрос №5
Почему в фильме не снималась Шэрон Стоун?
Шэрон Стоун — так зовут героиню Хэлли Берри, и эту роль действительно планировали отдать актрисе Шэрон Стоун, но она была уже занята на съемках «Специалиста». Следующим вариантом была Николь Кидман, но и с ней тоже не срослось. Молоденькая Хэлли Берри покорила всех на своем прослушивании, хотя из-за нее имя героини едва не сменили на Розетту Стоун, однако Брайан Левант справедливо решил, что эту шутку (а это шутка: Розеттский камень — это огромная плита из гранодиорита, найденная в конце XVIII века в Египте и содержащая некий древний текст на трех языках) поймут от силы три археолога, поэтому «киноманское» имя было решено сохранить.
Вопрос №6
Как в фильм угодила Элизабет Тэйлор?
Лиз Тэйлор сама была большой фанаткой «Флинтстоунов», у нее было свободное время, а роль не предполагала, что ей придется тянуть на себе весь фильм, поэтому она согласилась. Правда, при этом актриса настояла на том, чтобы средства, вырученные на премьерном показе картины, были переведены в ее фонд борьбы со СПИДом. Кстати, роскошные серьги в ушах тещи Фреда Флинтстоуна, которую и сыграла великая Лиз, были с поддельными жемчужинами и камушками. Сначала авторы фильма хотели сделать точно такие же, но из угля, но смотрелось это не очень элегантно, поэтому ограничились бутафорией.
Вопрос №7
Участвовал ли кто-нибудь из оригинального каста в съемках фильма?
Да. Семидесятичетырехлетняя Джин Вандер Пил, озвучивавшая Уилму Флинтстоун в мультсериале, участвовала в сцене, где гости в доме Фреда танцуют конгу. Она стояла в «очереди» прямо за Дино, домашним динозавром Фреда и Уилмы. Кстати, голос этого самого Дино в фильме был сгенерирован из сэмплов голоса Мела Бланка, который «говорил» за него в мультсериале.
Вопрос №8
А как сделали Дино?
Началось все с резинового костюма из мастерской Джима Хенсона, на производство которого было потрачено двести тысяч долларов. Этот костюм носил Дэйв Форман, невысокий человек, зарабатывавший, в общем-то, на жизнь именно этим — наряжаясь в разные диковинные костюмы. Шея, руки и хвост Дино управлялись с помощью электроники, но и это не помогло: динозаврик вышел очень неудачный, поскольку никакому человеку не удавалось сымитировать движения собаки, роль которой в семействе Флинтстоунов Дино и отводилась. Так что в основном он был сгенерирован на компьютере — с помощью тех же технологий, что применялись в «Парке Юрского периода». Но и Дэйв Форман в фильме все-таки сохранился: именно его Дино бросается на Фреда на пороге и начинает облизывать его длиннющим языком. Джон Гудмен по этому поводу выразился так: «Из него был бы отличный порноактер».
Вопрос №9
Кто придумал клич Фреда «Ябба-дабба-ду»?
Алан Рид, человек, который озвучивал Фреда в оригинальном мультсериале. Это была чистая импровизация. В сценарии было написано, что Фред кричит банально: «Яхху-у-у!» Риду захотелось придумать что-нибудь похлеще, и он спросил Джозефа Барберу: «А можно, я скажу ябба-дабба-ду»? Барбера согласился.
Вопрос №10
Как в фильм попал «Рокдоналдс»?
Брайан Левант рассказывал, что ему хотелось создать в фильме реальность, альтернативную американской. Например, заправка «Шеврок» (имеется в виду Chevron), ресторан быстрого питания «Рокдоналдс» (понятно, кто имеется в виду). Но на подобные шутки нужно было получить разрешение от «оригиналов». Узнав о подобной возможности, боссы «Макдоналд» чуть не рехнулись от счастья и немедленно запустили по этому поводу масштабную промо-кампанию. Реклама на бумажных стаканах, новое блюдо в сети — сэндвичи МакРебрышки (McRibs), использовался реальный образ героини Рози О’Доннелл и девушки, очень похожей на Хэлли Берри (сходство с Берри, по словам представителей «макдака», было совершенно непреднамеренным, но мы-то знаем).
Вопрос №11
Как в картину попала Рози О’Доннел?
Популярная телеведущая вспоминает, что описание Бетти Рабл, героини, которую она сыграла в фильме, было столь туманным, что ей запомнилось только одно — ее смех. И на кинопробах она хихикала в конце почти каждой реплики. Кастинг-комитет не сразу сообразил, что с ней происходит, но Брайан Левант понял сразу: именно этот смех и будет ее главной комедийной фишкой в фильме. И Роузи была утверждена на роль Бетти практически без раздумий.
Вопрос №12
Как называется детская площадка в Бедроке?
Ну а как она может называться? «Парк Юрского периода».
Вопрос №13
Как могучий Джон Гудмен ухитрялся играть в боулинг на цыпочках?
Фирменный бросок Фреда — быстро просеменить на кончиках пальцев ног и метнуть шар — снимался двумя кадрами. Первый — Гудмен просто делал вид, что семенит на цыпочках, но ноги его не показывали. Второй — Гудмена подвешивали на тросах так, чтобы он касался земли только пальцами ног, и он повторял все это в подвешенном состоянии. А потом Джонни делал монтаж.
Вопрос №14
Насколько жизнь героев «Флинтстоунов» похожа на жизнь в Каменном веке?
Да вы издеваетесь. Вот некоторые ученые, например, профессор антропологии Джеффри Кларк из Государственного университета Аризоны, уверяет, что никакого города Бедрок история не знает. В эпоху палеолита не было городов. Представляете? Во времена позднего палеолита люди в основном искали, чего бы пожрать: охотились, занимались собирательством. Постоянно двигались, поэтому толстяков среди них, скорее всего, не было, да и с супермаркетами было тяжко, бизнес не развивался. Гамбургеры с бронтозаврятиной были неслыханным деликатесом, потому что люди и динозавры жили в совершенно разные эпохи. Хотя, говорят, у древних охотников и собирателей даже оставалось свободное время, которое они проводили за азартными играми и общением. То есть, боулинг и пиво у них все-таки имелись. И самое главное: несмотря на то, что «Флинтстоуны» отображают в первую очередь американский быт, наибольшее число пещерных людей, согласно историческим данным на середину девяностых годов прошлого века, приходилось на Западную Европу, особенно на Францию. Так что, Фред, Уилма, Барни и Бетти, скорее всего, французы.
Вопрос №15
А о чем это все?
Суть «Флинтстоунов», на самом деле, в том, что без труда жизни нет. Это глубоко шестидесятнические и глубоко американские мультики, рассказывающие о том, что папа каждый день ходит на работу, чтобы кормить свою семью, и при этом он не эффективный менеджер, не дизайнер и не ученый, а работяга. Та же история наблюдалась и в другом сериале Уильяма Ханны и Джозефа Барберы — «Джетсоны», рассказывающем о том же самом, только в далеком будущем. Спрашивается, если это все про шестидесятые, зачем было снимать полный игровой метр в девяностых? Ну как зачем. Это, как ни крути, ситком, и персонажи этого ситкома все равно близки и понятны практически всем. Никто никому не пудрит мозги философскими вопросами. Это легко, просто и весело.
По материалам Entertainment Weekly
Первая публикация: Filmz.Ru